6 мифов о проверках персонала

07 мая 2021

Мы не понаслышке знакомы с ситуациями, когда руководители и владельцы компаний, руководители отделов кадров или просто сотрудники, ответственные за найм, предвзято относятся к процессу проверки благонадежности персонала. По каким-то причинам среди российских работодателей ходит немало мифов об этой практике. Приведем наиболее популярные из них и постараемся их развеять.

1. Проверки не нужны. Вообще.

Многие не понимают смысл практики оценки благонадежности кандидата. «Мы ведь собеседуем человека!» – говорят они – «Мы с ним пообщались, он кажется вполне адекватным. Вряд ли он способен на что-то противоправное». Но на практике все оказывается не так. Согласно исследованию «СёрчИнформ», из 800 опрошенных российских компаний 58% столкнулись с утечками данных по вине сотрудников, 28% фиксировали попытки отката или взяточничества, 23% пострадали от кражи имущества и интеллектуальной собственности, а еще 16% выявили случаи промышленного шпионажа и факты работы сотрудников на конкурентов [1].

Обычно о необходимости проверок соискателей не задумываются те, у кого еще не происходило инцидентов. Впервые столкнувшись с кражей товара, утечкой информации или с более серьезными криминальными происшествиями на рабочем месте, становится ясно, что проверки благонадежности – процесс, без которого нельзя обойтись, чтобы не допустить в компанию потенциально «рискованных» сотрудников.

2. Это долго.

Конечно, если использовать «ручной» труд – собирать информацию о кандидате по открытым источникам, это будет долгим и крайне рутинным процессом. Но если использовать сервис CheckPerson, то проверка одного сотрудника займет не более 5 минут. А с API-интеграцией и распознаванием документов они станут еще быстрее.

3. Это дорого.

Поиск и подбор персонала – в принципе, очень дорогой бизнес-процесс (хоть многие этого и не осознают). А проверки, как обязательный завершающий элемент найма, действительно, добавляют к стоимости подбора кандидатов существенную сумму.

Например, если вы нанимаете 500 человек в год, за одни только проверки придется «выложить» 1 млн. рублей (если заказывать проверки на стороне у аутсорсных СБ по средней цене в 2000 рублей за одну проверку) или более 800 000 рублей (если нанять одного специалиста-«безопасника» с зарплатой 50 000 рублей для обеспечения этой функции).

На самом деле на проверках можно и сэкономить. В сервисе CheckPerson действует правило, влияющее на стоимость отчетов: чем больше проверок нужно вашей компании в месяц, тем дешевле будет цена каждого отдельного отчета. Те же 500 проверок в год вы можете получить по существенно меньшей цене в 50-100 тыс. рублей.

4. Проверки благонадежности нужны только очень крупным организациям – банкам, госкорпорациям, ритейл-сетям. 

В компаниях со штатом от 1000 человек предварительная оценка благонадежности сотрудника – это стандарт, о котором не забывают. Причем, крупный бизнес проверяет всех без исключения – от уборщиц до топ-менеджмента. Представители сегмента СМБ часто считают, что такая мера – избыточна для масштаба их бизнеса. Поэтому часто бывает, что среди небольших и средних компаний оценка благонадежности кандидата должна совершается только выборочно и далеко не для всех должностей. Показался подозрительным – проверили. Не показался - трудоустроили.

Такой подход практически сводит положительный эффект оценки благонадежности будущих сотрудников к нулю. «Фильтрация» входящего потока кандидатов просто не работает, когда часть из них исключается из проверок. Главный принцип, которым должны руководствоваться владельцы бизнеса или сотрудники, ответственные за найм – проверять все доступные данные нужно для всех позиций. Вне зависимости от должности, масштаба компании или сферы ее деятельности.

5. Это противозаконно.

Очень часто работодатели беспокоятся, что, проверяя благонадежность соискателей, они нарушают 152-ФЗ («Закон о персональных данных»).

На самом деле, если соблюдать одно простое правило, ваша компания не получит штраф. Проверка физических лиц нарушает закон только в том случае, если у вас нет письменного согласия на обработку персональных данных. Обычно кандидаты легко соглашаются подписать заявление об обработке данных, ведь их целью все-таки является получение работы. А если не дают – значит, им есть что скрывать. Тут и без проверки становится ясно, что трудоустраивать слишком «скрытного» работника не стоит.

6. Проверять нужно только входящий поток кандидатов. 

Периодическими проверками сотрудников часто пренебрегают, проверяя соискателей только «на входе». А зря. Потому что со временем в жизни каждого человека могут произойти глобальные изменения. Он может преступить закон, втайне открыть собственный бизнес, пользуясь ресурсами работодателя, просто накопить долгов или даже попасть в розыск.

Не лишним будет проводить периодические проверки всех данных о текущих сотрудниках. Например, в крупных торговых сетях выборочные проверки персонала проводятся постоянно, а массовые проверки по отделам – раз в полгода. Мало ли что могло измениться в биографии человека с момента трудоустройства…


CheckPerson призван развеять мифы о проверках благонадежности персонала. Мы развиваем и совершенствуем наш сервис, чтобы доказать бизнесу любого масштаба, что оценка благонадежности персонала – это просто, законно, безопасно и очень быстро! А главное – этот процесс можно полностью автоматизировать.

Заявка на бесплатную консультацию

Компания
ФИО
Электронная почта
Телефон
Комментарий