Страховка в каршеринге - одни убытки
12 декабря 2019
На портале Банки.ру появилась новость о том, что страховые компании оценивают рынок каршеринга как более убыточный по сравнению с такси. «По нашей статистике, каршеринг — один из наиболее опасных сегментов в автостраховании, как с точки зрения частоты попадания клиентов в ДТП, так и с точки зрения тяжести самих убытков (полная гибель ТС происходит в этом сегменте гораздо чаще), — поясняет директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Андрей Ковалев. — Сегмент такси также является опасным с точки зрения страховых случаев, но статистика по нему гораздо лучше каршеринга».
Скажем так, это далеко не новость. Начиная с 2015 года, как только каршеринг появился в России, страховщики экспериментируют с тарифами в поисках точки безубыточности для каждой из сторон. Так, к примеру, в некоторых компаниях действует поминутная страховка, когда оплата идет только за то время, что автомобиль едет. При этом, когда машина стоит, она застрахована от угона и ущерба.
Также многие каршеринги работают по франшизе. Если ДТП произошло не по вине пользователя, он освобожден от каких-либо обязательств. Если вина пользователя в аварии есть, то штраф для физического лица может составлять до 75 тысяч рублей, в зависимости от марки и модели авто (информация с сайта Делимобиль).
Все каршеринговые авто застрахованы по КАСКО, все водители — по ОСАГО. Используются стандартные полисы ОСАГО, КАСКО и ДСАГО с неограниченным кругом допущенных к управлению лиц и повышенными тарифами за специфику использования.
Александр Евсин, заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Правительства Москвы (ЦОДД) считает, что каршеринг не только убыточен, но и опасен: «Каршеринг становится настоящей чумой города. Аккаунты продаются, за руль попадают неадекватные водители. Все это усугубляется полной страховкой, в итоге пользователи каршеринга ведут себя на дороге часто безответственно. Это увеличивает аварийность или приводит к другим безответственным действиям. Проблема многократно усугублена торговлей левыми аккаунтами.»
Сами каршеринговые компании с такой оценкой не согласны. ДТП с участием их машин ничуть не превышают ДТП с участием обычных машин, просто эти аварии более заметные, так как автомобили с логотипами.
Примирить точки зрения может мнение Алены Балакиревой, руководитель пресс-службы Делимобиля и Anytime. Она предсказывает, что в недалеком будущем страховой тариф будет рассчитываться для каждого из клиентов индивидуально, в зависимости от его манеры вождения. Все машины оборудованы телематическими датчиками и способны передавать данные для обработки и анализа. «Возможно, в будущем, учитывая тренд на персонализацию всего и вся, каждому клиенту операторы каршеринга могли бы сделать отдельное предложение по страховке. Для аккуратных клиентов более низкую стоимость, для лихачей - высокую».
Уже сейчас, на основе статистики аварий и штрафов пользователя, коэффициента Бонус-Малус и других данных можно составить представление об уровне водителя и ограничивать использование каршеринга для неопытных автолюбителей или тех, кто попадает в ДТП часто. И такой инструмент для каршеринговых компаний есть, он прост в применении. По всей видимости, рейтинг водителя и более жесткий входной контроль - для отрасли это лишь вопрос времени.