ООО «Авторапорт»
Нижний Сусальный пер., 5с5А, подъезд 1105064Москва
8 800 333-51-16support@checkperson.ru

Чем этот кризис обернется для страховых компаний?

2 июля 2020

Никто не мог предположить, что 2020 год будет полон сюрпризов. И страховые компании не были застрахованы (вот ведь каламбур!) от глобальных потрясений первого квартала этого года.

Если для онлайн-ретейлеров мы можем говорить про позитивное влияние кризиса, а для сферы услуг и ресторанов первые месяцы пандемии стали почти катастрофой, то со страхованием не все так просто. Кризис оказал двоякое влияние, более остро обозначив проблемы, которые стояли перед отраслью и до этого.

С одной стороны, страхование – одна из тех сфер, которые наиболее серьезно пострадали от «коронакризиса», практически полностью потеряв целые статьи доходов. С другой стороны, страховые компании смогли приспособиться к падению рынка и достаточно эффективно перешли в удаленный формат работы. Кроме того, кризисы и пандемии в долгосрочной перспективе хорошо отражаются на спросе на страховые услуги, становятся драйвером для развития новых продуктов и сферы страхования в целом.
----
Мы выделили несколько наиболее значимых факторов и трендов, проявившихся в ходе событий первой половины 2020 года, которые уже повлияли и еще будут влиять на отрасль страхования в ближайшее пост-карантинное время.

1. Сокращение доходов

Кризисный стресс-тест страховые компании прошли достойно, несмотря на мартовские и апрельские крайне негативные прогнозы. Хотя удар по отрасли был сильный: страховые компании лишились полностью одной из важнейших статей дохода – страхования выезда за рубеж и столкнулись с большим числом возвратов по «туристическим» продуктам. Особенно пострадали игроки рынка, специализировавшиеся на данном виде страхования. Также существенно «просели» взносы по КАСКО. Некоторые компании отмечали падение продаж полисов автострахования КАСКО от 20 до 70% в апреле [1 - здесь и далее все точные данные приведены по исследованию НСН среди руководителей ведущих страховых компаний]. ДМС снизился на 10-15% за счет отказа корпоративных клиентов от предоставления корпоративного медицинского страхования для своих сотрудников.

В целом, аналитики прогнозируют падение всей сферы к концу года на 10-15%. Наиболее мрачные сценарии предполагают снижение на 20-30% и откат прибыли на показатели 5-летней давности. Однако вероятность пессимистичных сценариев крайне низка, и, в основном, такие прогнозы могут сбыться только в случае появления второй волны инфекции в России и повторения изоляционных мер. Сейчас отрасль постепенно начинает возвращаться к докризисным показателям: восстанавливается спрос на обязательные и добровольные виды страхования, начинает оживать туризм. Восстановление будет не быстрым и займет несколько лет, но по оценкам ключевых игроков сферы уже к концу 2-го квартала 2020 отрасль отыграет значительную часть падения и начнет стабильный долговременный рост.

2. Переход в полную «цифру»

Цифровизация – то, к чему сфера страхования стремилась в последнее время. Процесс в 2010-е шел неравномерно, то и дело натыкаясь на технические трудности, недостаток инвестиций в IT и нежелание клиентов переходить с «бумажных» видов взаимодействия со страховыми. Наступившее десятилетие, начавшееся с «пинка» должно поставить окончательную точку в процессе перехода в «цифру»: онлайн полноценно укрепится в качестве стандарта взаимодействия с клиентами.

За несколько месяцев карантина страховым компаниям удалось доказать 2 важных вещи: во-первых, российские граждане оценили возможности и удобство электронного страхования и стали чаще оформлять услуги дистанционно, а во-вторых, сами страховые компании оказались способны полноценно вести деятельность на удаленке и взаимодействовать со страховщиками онлайн. Причем это касается не только дистанционного заключения сделок (которые в последние годы, итак, стали обычной практикой), но и урегулирования страховых случаев. Теперь важнейшей задачей страховых компаний в этом направлении будет удержать наработанную во время пандемии техническую базу и продолжить расширять спектр в онлайн-услуг, развивать IT-отделы и использовать сторонние онлайн-решения для автоматизации подачи, обработки заявок и удовлетворения страховых случаев.

3. Рост рисков/доходов?

Там, где риски для экономики – там и риски для индустрии страхования. Массовые выплаты по страховым случаям могут пошатнуть финансовую стабильность компаний, а банкротства и уход с рынка малого и среднего бизнеса приведут к уменьшению количества корпоративных клиентов.
Но риски для страховых – это еще и серьезная точка роста. Пандемия, банкротство компаний и массовые сокращения определенно подстегнут интерес к продуктам страхования со стороны физических лиц, в особенности, к продуктам страхования жизни и здоровья. Несмотря на серьезный удар по отрасли, в долгосрочной перспективе кризис 2020-го, скорее, несет для страхования позитивные изменения.

Тут стоит вспомнить, как повлияла пандемия «испанки» в начале 20 века на рынок страхования в США. В начале страховщики столкнулись с серьезными финансовыми трудностями из-за большого потока страховых выплат. За полгода в период с осени 1918 – по весну 1919 они выплатили по страховым случаям из-за смертей от эпидемии более 125 млн. $, что составляло более половины от всех страховых случаев по страхованию жизни. Но затем вступил в силу положительный долгосрочный эффект пандемии: в последующие годы интерес к продуктам защитного страхования существенно возрос, что привело к увеличению сборов на 21% в 1919 году и на 16% в 1920 году.

4. Стабильность относительно других сфер

Однако сфера все-таки прошла пик кризиса с хорошими показателями. За месяцы изоляции число компаний в страховой отрасли практически не сократилось. Даже страховщики с высокой долей специализации на «обвалившихся» продуктах остались на плаву и смогли сохранить штат, переориентироваться на новые пакеты услуг и оптимизировать процессы под дистанционный формат взаимодействия.

Конечно же, некоторые небольшие страховые компании покинут рынок, не справившись с выплатами по страховым случаям и не сумев диверсифицировать портфели услуг. С высокой долей вероятности они будут поглощены более крупными игроками рынка. Но, в целом, ситуация выглядит намного стабильнее, чем в других отраслях бизнеса.

5. Реализация самых смелых идей

Новый формат взаимодействия с клиентами, изменившиеся условия и необходимость покрыть убытки в традиционных сферах подтолкнут компании к экспериментам. В ближайшее время многие компании будут предлагать клиентам новые продукты или традиционные услуги в новых форматах, а также активно внедрять цифровые технологии для автоматизации продажи и взаимодействия с клиентом.

Так, например, как временное явление наблюдались страховые услуги, связанные с SARS Cov-2, которые пользовались большим спросом в первые месяцы изоляции (однако большой прибыли не принесли, а поток заявок по новым «коронавирусным» продуктам к июлю практически иссяк). Страховые компании в ближайшее время могут предложить новые продукты и услуги в виде накопительных программ, новых пакетов по страхованию жизни, а также новые способы продажи продуктов (например, чат-боты) и урегулирования (например, использование нейросетей для обработки фото для решения по страховым случаям).

6. Внимание здоровью и сервисы телемедицины

Пандемия сместила акцент на здоровье – люди стали чаще задумываться о рисках, связанных с болезнями и потерей дохода вследствие потери возможности работать. Теперь будут востребованы услуги по страхованию жизни, добровольному медицинскому страхованию со стороны физических лиц, а также достаточно свежий продукт на российском рынке – телемедицина. Несмотря на просадку в 15-20% по ДМС сфера страхования здоровья остается одной из самых перспективных и стабильных в ближайшие годы.

Телемедицина – тренд в страховании последних лет. Ничто не могло подстегнуть развитие этой страховой услуги лучше, чем пандемия и изоляция. Запертые в домашних условиях, нуждающиеся в консультации врача, но боящиеся заразиться коронавирусом на традиционных приемах люди стали больше интересоваться программами телемедицины от страховых компаний. Неудивительно, что данные условия сделали услугу более популярной и дали толчок к ее развитию. Страховые компании отмечают рост обращений по программам телемедицины от 20 до 50% в последние месяцы. В ближайшее время интерес к услуге явно откатится назад (из-за снятия карантина), но часть клиентов уже по достоинству оценили сервис, популярность услуги выросла в разы, а миф о «докторе по телефону» уже разрушен.

7. Повышенное внимание к рискам

Текущая ситуация заставила страховые компании более качественно подходить к рассмотрению заявок и проверкам благонадежности как новых, так и текущих клиентов. Брать на себя дополнительные риски сейчас не хочется никому. В период восстановления страховым компаниям как никогда важно отсекать потенциально рискованные заявки, пресекать сознательное занижение стоимости страховки за счет предоставления неверных данных, избегать мошеннических и заранее спланированных страховых случаев. Отсутствие тщательной проверки страхователей (особенно в неспокойные кризисные времена) может обернуться для страховщика серьезными финансовыми потерями. Поэтому в ближайшее время компании будут принимать необходимые меры для выявления потенциальных рисков – развивать отделы безопасности, инвестировать в технологии проверки – разрабатывать собственные программные продукты или использовать сторонние сервисы для проверки клиентов.

---

Эпилог: при чем тут CheckPerson?

Надеемся, что вышеперечисленные факторы в долгосрочной перспективе плодотворно повлияют на индустрию страхования и станут толчком к развитию в ближайшие годы.

Компания CheckPerson сотрудничает со страховыми компаниями разного масштаба – от нишевых и региональных игроков до гигантов индустрии. Как минимум несколько из проблем страхования, возникших или активизировавшихся в 2020 году, так или иначе решаются при помощи сервиса проверки CheckPerson.

Смотрите сами:

  1. CheckPerson поможет сэкономить деньги на разработке собственных IT-решений для агрегации информации и работы с Big Data.
  2. CheckPerson поможет снизить риски и проверять информацию, отсеивая еще на стадии заявки мошеннические случаи или сознательное занижение стоимости страховки.
  3. CheckPerson позволяет снизить время на принятие решения по заявке, а также сократить количество запрашиваемых документов, чтобы ваши страхователи были довольны удобством вашего клиентского сервиса.

Хотите войти в фазу восстановления с инструментами, которые помогут вам быстрее и безопаснее пройти этот непростой период? Мы готовы вам помочь! Узнать подробнее о возможностях сервиса для страховых компаний >>>

Заявка на бесплатную консультацию

Компания
ФИО
Электронная почта
Телефон
Комментарий