Руководители компаний нередко просят кандидатов принести на собеседование рекомендательное письмо и дать номера телефонов экс-начальства. Они уверены, что бумажка подкрепит уверенность в соискателе, расскажет всю правду о его прошлом и защитит организацию от опасных новичков. А беседа с бывшим руководством окончательно расставит все точки над i.
В этой статье разберемся, как составить рекомендательное письмо сотруднику, каким образом оценить по нему кандидата, а заодно выясним, почему HR-менеджеры советуют все же не полагаться только на письмо и отзывы бывшего работодателя.
Для чего нужно рекомендательное письмо
Рекомендательное письмо от работодателя может рассказать о соискателе много интересного: как он себя проявлял в профессиональном плане, ладил ли с коллективом или, наоборот, не смог найти общий язык с коллегами, можно ли ему доверять в финансовых вопросах и т.д. Проще говоря, рекомендация с места работы – это дополнительная проверка человека на благонадежность и профессионализм. Лишней она точно не будет.
Вместе с рекомендательным письмом обычно просят указать номера телефонов бывшего начальства или конкретного работника из отдела кадров. HR-менеджеры им звонят и уточняют, правду ли соискатель рассказал на собеседовании, более детально узнают подробности его жизни в прошлой компании. Впрочем, здесь главное позвонить «по адресу». По словам опытных эйчаров, некоторые кандидаты хитрят – дают номера своих родственников и друзей.
Кто может написать рекомендацию на бывшего сотрудника
Рекомендательное письмо от работодателя не обязательно пишет руководитель организации. Его может составить и другой специалист. Главное, чтобы он хорошо знал вашего соискателя. Но не как друга-коллегу по работе, а как подчиненного.
Большее доверие вызывают рекомендательные письма на работу, написанные:
- специалистом отдела кадров;
- начальником подразделения или ведущего проектов;
- заместителем директора.
Но если письмо составил рядовой коллега, то его должен подписать кто-то из начальства. Так оно будет более объективным и правдивым. о из начальства. Так оно будет более объективным и правдивым.

Обязан ли работодатель писать рекомендательное письмо
Бывшие работодатели никому ничего не должны, давать рекомендацию на сотрудника в том числе. В некоторых случаях они попросту не хотят составлять такой документ. И на это как минимум две причины:
- Ушедший сотрудник был настолько неприметным, никакой пользы компании не принес, что и писать о нем нечего – ни хорошего, ни плохого.
- Сотрудник ценный: на его адаптацию и обучение потрачено немало средств, он многое сделал для роста и процветания организации. Работника жалко терять, поэтому и писать рекомендацию на сотрудника начальство отказывается.
Впрочем, отказ в рекомендации редкость. Обычно бывшие сотрудники получают характеристику без проблем.
Имеет ли право компания требовать рекомендацию при приеме на работу
Выдают рекомендательное письмо сотруднику. И он сам решает, что с ним делать – предоставлять следующему работодателю или нет.
По закону работодатель не может требовать рекомендательное письмо от будущего сотрудника, потому что оно не входит в список обязательных документов при устройстве на работу. Работодатель может его только попросить.
Но кандидату стоит учесть: письмо с характеристикой – это дополнительный шанс устроиться на вакантное место, особенно если на него большой конкурс.
Как составить рекомендательное письмо
Рекомендательное письмо от работодателя – это своего рода портрет соискателя. В нем отражены все его сильные и слабые стороны как профессионала, перечислены регалии и достижения на бывшем месте работы, отмечены качества личности. Характеристика способна как перекрыть путь к желанной должности, так и стать «пропуском» в новую жизнь. Все зависит от того, насколько серьезно к таким документам относится будущий работодатель.
Строгих правил по составлению этого документа нет, его пишут в произвольной форме. Но все же существуют образцы рекомендательных писем, которые помогают представить работника просто и понятно, как говорится, без лирики.
Структура рекомендательного письма от работодателя сотруднику
Обычно рекомендательное письмо сотруднику оформляют так:
- название: «Рекомендательное письмо»;
- вступление: кому выдается характеристика, кем человек работал и каким образом автор документа контактировал с ним;
- основная часть, где перечисляют заслуги, личные качества, награды и успехи работника;
- заключение, в котором подводят итог – можно ли этого человека рекомендовать на должность или есть какие-то «но»;
- подпись автора письма или начальства;
- дата;
- печать.

Что не стоит писать в рекомендации
Рекомендательное письмо от руководителя должно быть объективным и сдержанным, без резких и к тому же необоснованных характеристик работника.
Несколько негласных правил по составлению рекомендательного письма с места работы:
- Этика превыше всего. Не нужно снабжать письмо негативными эпитетами, если даже работник сильно насолил организации или же самому автору письма.
- Нельзя упоминать в тексте личную информацию о сотруднике, которая никак не касается его профессиональной жизни.
- Если нужно сказать о проступках бывшего сотрудника, то нужны доказательства. Ложь и необоснованные сплетни рано или поздно вскроются, да и экс-сотрудник может легко подать в суд за клевету, тогда пострадает репутация компании.
Как оформить рекомендацию: есть ли стандарты
Закрепленного образца рекомендательного письма сотруднику нет. Просто все придерживаются более или менее общих правил. Перед составлением документа пример рекомендательного письма от работодателя можно посмотреть в интернете.
Вы везде найдете примерно одинаковое оформление рекомендательного письма от компании, образец которого включает:
- название организации , ее реквизиты, адрес и контакты (чаще всего указываются в верхнем правом или левом углу, реже – посередине);
- ФИО человека, который пишет рекомендацию на сотрудника, его должность в компании;
- основной текст письма с характеристикой экс-сотрудника;
- причины, по которым уволился работник.
Обратите внимание на дополнительные особенности составления рекомендательного письма:
- легче читается текст, написанный 14 кеглем и шрифтом Times New Roman;
- желательно не допускать орфографических и пунктуационных ошибок;
- лучше, если рекомендация на сотрудника войдет на один лист А4. А, значит, не нужно расписывать характеристику детально и витиевато, вполне подойдет лаконичный деловой язык.
Пример рекомендательного письма
Показываем, как составить рекомендательное письмо сотруднику:

Скачать рекомендательное письмо, образец
Вы ищете нового работника: нужны ли рекомендации?
Рекомендательное письмо от работодателя сотруднику просят далеко не везде. Тому подтверждение – статистика. Одно из свежих исследований представила компания интернет-рекрутмента HeadHunter. Она опросила 500 эйчаров на тему важности характеристики. Как оказалось, 23% кадровиков и рекрутеров просят показать письма. А половина участников опроса призналась, что резюме и характеристика – почти одно и то же. 47% считает, что рекомендательное письмо с места работы служит просто дополнительным плюсом в копилку соискателя.
Мы тоже провели собственный опрос среди эйчаров и выявили несколько причин, почему не стоит доверять рекомендациям:
- рекомендательные письма на работу порой выступают инструментом для мести, когда бывший сотрудник не поладил с начальством. Тогда в письме появляется негативная оценка, конечно, незаслуженная. Другой момент – работодатель не хочет портить жизнь человеку, жалеет его, поэтому дает превосходную рекомендацию с места работы;
- характеристику может составить человек, с которым кандидата связывают особые отношения – они друзья, родственники или любовники;
- работодатель не хочет прощаться с отличным специалистом, поэтому делает все, чтобы оставить его – например, пишет негативное рекомендательное письмо;
- начальнику некогда писать рекомендацию на сотрудника. Он поручает это дело самому работнику, а потом просто подписывает документ;
- в письме указан телефон якобы руководителя, а на самом деле HR-специалист во время проверки разговаривает с родственником или другом соискателя. Понять, что это обман, не всегда удается.
Плюс ко всему авторы таких писем часто используют избитые, ничего не обозначающие формулировки: «Обладает неограниченным потенциалом», «Любит свою работу», «К решениям задач подходит творчески» и так далее. Никакой конкретики. По ним трудно сделать однозначные выводы о будущем работнике, поэтому рекомендация на сотрудника превращается в пустую, ненужную бумажку без необходимой информации.
Собираем рекомендации вручную: интервью с бывшим работодателем
Многие эйчары рекомендуют устно получать характеристику кандидата из его прежней организации. И, желательно, не с одного, а с нескольких. Так информация будет более полной. Не стоит ориентироваться на указанные номера телефонов в характеристике – лучше самостоятельно найти контакты бывшего работодателя. Затем можно позвонить или назначить личную встречу.
Как тщательно подготовиться к интервью с бывшим работодателем будущего сотрудника:
- накидайте план разговора: о чем стоит спросить в первую очередь, а что оставить напоследок;
- составляйте вопросы так, чтобы человек смог дать на них развернутые ответы. Ошибка – когда в самом вопросе уже дан ответ;
- во время разговора больше слушайте, чем говорите;
- всю информацию записывайте;
- закончите разговор таким образом, чтобы можно было снова обратиться к этому человеку, если понадобится дополнительная информация или уточнения.
Впрочем, в некоторых случаях получить достоверную информацию о соискателе не удается даже из личной беседы с бывшим руководителем. Эйчары делятся забавными примерами из своей практики:
«Устные рекомендации были отличные. Но наш новый сотрудник в первый же день не вышел на работу – ушел в запой. Раньше он работал вахтами, а во время межвахт пил. Снова звоним на прежнее место работы, спрашиваем, почему об этом не предупредили? Нам отвечают, мол, мы сами не знали, он же на вахте не пил, хороший мужчина и профессионал».
«На собеседование пришел классный специалист, начальник отдела, но еще работающий в другой организации. Однако после интервью отказался от предложения о сотрудничестве. Мы попросили тогда кого–то порекомендовать. Он предложил своего подчиненного, дал ему отличную характеристику. Позже выяснилось, что это был хитрый план: подчиненный совершенно бездарный, приносящий вред бизнесу, но хороший друг высшего начальства. Вот начальник и ходил по собеседованиям, чтобы его пристроить. Никак больше от него не могли избавиться».

Как получить достоверные сведения и проверить соискателя
Просить рекомендации с места работы или нет – каждый решает сам. Однако в любом случае одним рекомендательным письмом на работу знакомство с кандидатом не должно заканчиваться. Нужна комплексная проверка соискателя, чтобы убедиться в его благонадежности: возможно, он способен на воровство на работе, чтобы быстрее рассчитаться с долгами, а, может, он банкрот или вообще живет по поддельному паспорту.
Быстро и качественно оценить соискателя позволяет сервис CheckPerson. С его помощью вы узнаете:
- имел ли когда-то кандидат проблемы с законом;
- как он выглядит с точки зрения финансовой благонадежности: какой у него кредитный рейтинг, был ли признан банкротом, есть ли исполнительные производства, долги по алиментам и т.п.;
- действительность паспорта;
- не разыскивает ли человека полиция и многое другое.
За несколько минут CheckPerson сформирует отчет из официальных баз данных и пришлет на указанную электронную почту.

Оставьте заявку на демодоступ, чтобы понять, насколько вашей компании подходит решение от CheckPerson.