Как проверить лояльность сотрудников к компании
31 января 2020
На самом деле, если вас интересовал запрос «как проверить лояльность сотрудников к компании», то вы выбрали не совсем релевантный для этого сайт.
Мы в CheckPerson можем сказать, есть ли у человека финансовые проблемы, проблемы с законом, судебными приставами, неоплаченными штрафами, налогами, какова его кредитная история. Но мы не можем вам сказать, лоялен сотрудник по отношению к вашей компании или нет.
Правда, мы знаем, как это выяснить. Есть метод, такой простой и быстрый, что результаты не заставят себя ждать. Достаточно разослать сообщение по корпоративной почте о том, что в ближайшие несколько месяцев для компании наступают трудные времена, и зарплата будет приходить с некоторым опозданием. Но не навсегда (но это не точно). И дать понять, что всех, кого не устраивает такой расклад, вы ждете в «кадрах» для написания заявления на увольнение.
Если какая-то горстка сотрудников останется - они либо лояльны, либо трусливы, либо не читали вашего сообщения. Остается только выяснить, какой из трех вариантов верный.
Жёстко? Да. Зато эффективность близится к 100%.
А теперь без шуток. Есть очень несложные способы замерить лояльность сотрудников по отношению к своей компании, например, анкетирование.
Простая анкета на лояльность
Что вообще такое лояльность? Лояльность это:
- задержаться после работы, чтобы доделать отчет,
- взять на себя больше обязательств, даже если они не прописаны должностной инструкцией,
- чувствовать себя на своем месте, ощущать важность своих действий для компаний в целом,
- испытывать симпатию к продукту, коллегам, целям и задачам всей фирмы,
- желать работать в компании долгие годы.
Например, вот этот опросник прекрасно подойдет для предварительной проверки лояльности сотрудников.
Оцените по 5-бальной шкале вашу удовлетворенность |
Баллы от 1 до 5 |
Организацией труда | |
Содержанием труда (работой, которую приходится выполнять) | |
Условиями труда | |
Размером заработной платы | |
Системой оплаты труда | |
Отношениями с коллегами | |
Отношениями с руководителем | |
Стилем и методами руководителя | |
Возможностью влиять на эффективность работы подразделения | |
Отношением руководства к нуждам работников | |
Перспективами карьерного роста | |
Объективностью оценки вашей работы руководителем |
5 баллов - вполне удовлетворен
4 балла - в целом, удовлетворен
3 балла - скорее, не удовлетворен
2 балла - не удовлетворен
1 балл - совершенно не удовлетворен
Логично замерить таким образом лояльность персонала перед началом мероприятий, направленных на повышение корпоративной культуры, улучшений условий труда, системы мотивации и т.д. Провели опрос, провели мероприятия, через полгода снова провели опрос, заметили динамику. В идеале все показатели лояльности должны вырасти. Если этого не происходит, значит, стратегия была выбрана неверная.
Надо ли говорить о том, что опросники, наподобие такого, должны заполняться анонимно, потому что недавно мы выяснили, что сотрудники бояться быть честными, даже при увольнении )). Идеально для составления опросов подходят Google Forms, Survey Monkey, LimeSurvey и т.п. И кстати, если у вас большая компания, неплохо было бы разделять отделы и всю фирму. Дело в том, что ситуация в целом в компании может быть благополучной (или в каком-то одном отделе), а в других отделах - не очень. И здесь нужны уже будут более развернутые тесты для тех, кто чувствует себя обделенным корпоративными благами.
Сколько в компании промоутеров или адвокатов бренда
Фредерик Райхельд в начале 2000-х предложил способ измерения лояльности, основанный на готовности рекомендовать товар или компанию, поручиться ценой собственной репутации. Назвали этот показатель eNPS или employee Net Promoter Score - индекс чистой лояльности. Измеряется он ответам на вопрос «С какой вероятностью вы порекомендуете работу в компании своим друзьям или знакомым?» по 10-бальной шкале. Второй вопрос - открытый, и помогает понять, почему человек такую оценку поставил - «Какова основная причина такой оценки?»
В результате сотрудники делятся на 3 группы:
- Промоутеры - поставили 9 или 10 баллов. Сотрудники лояльны к компании, готовы рекомендовать ее своим друзьям и знакомым, активно участвуют в жизни фирмы.
- Нейтралы - поставили 7 или 8 баллов. Не готовы рекомендовать компанию, по сути не лояльные, готовые поменять работу в любой момент.
- Критики - поставили от 1 до 6 баллов. Не удовлетворены фирмой в целом, ищут новое место, никогда не порекомендуют компанию своим друзьям и знакомым.
eNPS = промоутеры минус критики
Например, вы опросили 100 человек и выяснили, что в компании 70% промоутеров, 10% критиков и остальные - нейтралы.
Значит, eNPS вашей компании = 70% минус 10% = 60%
Это хороший результат: на предприятии работают люди, вовлеченные в жизнь компании, удовлетворенные условиями труда, зарплатой и коллективом настолько, что готовы активно звать в команду своих друзей и родственников. Ведь, если подумать, индекс может быть и нулевой (и тогда ситуация становится критической), и даже отрицательный (нужно срочно что-то делать). Имейте ввиду, что при нулевом и отрицательном индексе, у вас не только резко возрастает текучка, но и увеличивается количество негативных отзывов в Интернете и через «сарафанное радио». И тогда набирать новичков в команду станет еще сложнее.
Лояльность к компании - это не просто модное понятие, и измерять его необходимо не только чтобы удовлетворить любопытство собственника. Лояльность к компании напрямую влияет на успех всего предприятия. Ведь готовность брать новые вершины и идти к новым целям появляется только тогда, когда сотрудник понимает - он в нужном месте, его ценят, ему хорошо платят, у него справедливый руководитель, сильная команда, полезный продукт, интересные задачи и постоянная поддержка.