В марте 2024 года портал lenta.ru опубликовал список самых востребованных профессий на этот год. Одна из них – HR-специалист. Востребованность профессии объясняется дефицитом кадров при высокой потребности в хороших специалистах.
Перед трудоустройством кандидаты в большинстве случаев в первую очередь знакомятся именно с менеджером по работе с персоналом, или HR-специалистом: проходят отбор, выполняют тестовые задания, участвуют в собеседовании и так далее.
Кто же этот человек и что входит в его обязанности? Разбираемся, чем занимается менеджер по подбору персонала и какими качествами должен обладать соискатель на эту должность. А про развитие карьеры нам расскажет эксперт по подбору персонала в Центральной, Восточной Европе и СНГ – Тимур Новопашин.
Кто такой HR-менеджер
HR-менеджер – это человек, который управляет «человеческим ресурсом компании». Например, формирует коллектив: подбирает персонал и закрывает вакансии. Это одна из самых популярных функций HR.
Но HR-менеджмент – это не только рекрутинг. Работники HR-отдела ответственны за то, чтобы коллектив работал эффективно: новичков обучали, ценные кадры не убегали к конкурентам, а рядовые сотрудники развивались. Так что по сути, менеджер по подбору персонала – это посредник между управленцами и сотрудниками.
Чем занимается HR-менеджер
В зависимости от масштабов компании, сферы деятельности и потребностей организации задачи HR-менеджера могут различаться. Но есть функции HR, которые актуальны для большинства компаний. Разберемся, что делает менеджер по подбору персонала и в чем конкретно заключаются его основные задачи.
Привлечение персонала
Когда в компании открывается вакансия – менеджер должен ее закрыть: найти подходящего кандидата и сделать так, чтобы он согласился работать.
Важный этап найма нового сотрудника – проверка его благонадежности. Вдруг новый сотрудник принес поддельные документы, имеет кучу долгов или работает на конкурентов? Тут менеджерам по подбору персонала должна помочь служба безопасности.
Но если ее нет, то можно воспользоваться комплексной проверкой соискателя от CheckPerson. С его помощью можно в несколько кликов проверить документы, финансовое положение кандидата. Все данные собираются легально из государственных, официальных и открытых баз данных. Так что сервис CheckPerson – мастхэв грамотного HR-а.
Адаптация новых работников
HR-менеджер помогает новым сотрудникам освоиться на новом месте. Для этого он выстраивает конструктивный диалог между уже действующими работниками, руководством и новичком.
Для этого он проводит экскурсию, знакомит человека с коллегами, организует обучение и подбирает наставника из опытных сотрудников. Это нужно, чтобы новичок успешно прошел период адаптации и остался работать в компании.
Мотивация сотрудников
HR-менеджер занимается мотивацией и стимулированием команды. С помощью хорошей системы мотивации ценность рабочего места повышается, а вместе с этим растет лояльность сотрудников.
В противном случае сотрудники начинают лениться или уходят туда, где условия труда лучше.
Анализ и оценка деятельности работников
Чтобы поощрять тех, кто этого заслуживает и подтягивать тех, кому это надо, HR-менеджер должен регулярно проверять, как работают сотрудники.
Оценка персонала позволяет эффективно распределить задачи между сотрудниками, дать возможность для дальнейшего роста успешным кадрам и вовремя избавиться от балласта.
Корпоративное обучение и карьерный рост сотрудников
В компаниях, где развита система наставничества, не боятся брать на работу сотрудников без опыта, вчерашних студентов или вовсе предлагать стажировку старшеклассникам. Это помогает воспитывать кадры с нужными навыками и в соответствии с корпоративной культурой компании. Но и опытным работникам необходимо время от времени улучшать свои компетенции, проходить курсы для повышения квалификации и так далее.
Менеджер по работе с персоналом на начальных этапах трудоустройства должен наметить индивидуальную траекторию развития и зоны роста сотрудника.
Работа по увольнению сотрудников
Когда сотрудник решает покинуть компанию, HR-менеджер контролирует адекватное и бесконфликтное расставание со специалистом.
В некоторых компаниях также практикуется анкетирование уходящих сотрудников или exit-интервью: чтобы понять истинные причины увольнения человека. И если эти причины связаны с какими-либо проблемами в компании – понять, как можно их решить.
Если по тем или иным причинам на каком-то из этапов увольнения специалиста произошел сбой, то HR-менеджеру следует урегулировать все споры.
Чем отличается HR от кадровика?
На вопрос о том, как называется менеджер по подбору персонала, многие несведущие люди могут ответить «кадровик», но это ошибка. HR-специалист и кадровик – вовсе не одно и то же.
Фокус внимания кадровика в первую очередь на работе с документами. Он занимается ведением личных дел работников, вопросами воинского учета, очередностью отпусков – всем, что касается кадрового делопроизводства. Кроме того, кадровые специалисты составляют отчетность для госорганов и прочих ведомств.
Перед HR-менеджером стоят совершенно иные задачи. Если говорить в целом, то HR занят построением особой экосистемы внутри компании. В ситуациях, когда какая-то часть трудового коллектива теряет эффективность, на помощь приходит менеджер по персоналу: чтобы понять причины просадки и наладить процесс.
HR-менеджер и рекрутер: в чем отличия
Принципиальная разница заключается в видах деятельности. Рекрутер занят исключительно поиском новых кандидатов на ту или иную должность.Сфера деятельности HR-менеджера гораздо шире, чем у рекрутера. Сюда входит не только поиск, но и дальнейшая адаптация новых сотрудников, обучение и прочие аспекты будущей работы в компании. В условиях современного рынка именно HR принимает решение – подходит ли соискатель на имеющуюся вакансию, он предлагает финальных кандидатов для утверждения руководством.
Требования к HR-специалисту и что он должен знать
Список требований к HR-специалисту напрямую зависит от индивидуальных потребностей компании, в которой он работает.
Начинающий менеджер по подбору персонала, то есть HR-джун, в обязательном порядке должен знать основы трудового законодательства России. Иметь минимальное представление о ресурсах с вакансиями и ориентироваться в текущем положении дел на рынке труда. Плюсом будет навык документооборота, либо качественный опыт ведения отчетности.
Если говорить об эксперте, то есть HR-сеньоре, то требования к знаниям и навыкам уже гораздо выше. Опытный сотрудник должен владеть программами учета данных (например, 1С, CRM), уметь организовать официально-деловую встречу, провести переговоры и урегулировать конфликт.
Компетенции менеджера по подбору персонала
Если поделить навыки HR-менеджера на «жесткие» и «мягкие», то получится такая картина.
Soft skills HR-менеджера
- коммуникативные навыки;
- эмоциональный интеллект;
- эмпатия;
- ответственность;
- открытость;
- нетворкинг.
Hard skills HR-менеджера
- рекрутинг: поиск, проверка и наем новых работников;
- оценка эффективности персонала;
- выстраивание системы вознаграждения и мотивации;
- адаптация и обучение;
- умение работать с софтом по учету данных;
- знание трудового законодательства.
Как стать HR-менеджером
Если человек решил, что он хочет работать в HR-сфере и у него есть все необходимые навыки, то у него есть несколько путей в эту специальность.
Перейти в HR-отдел своей компании
Подходит для тех, кто не хочет идти в другую компанию. Как правило, воспользоваться такой горизонтальной мобильностью может сотрудник практически из любого отдела: например, из отдела продаж или маркетинга.
Преимуществом будет понимание специфики работы компании и знакомство с коллективом. Но этот способ сработает, если у компании есть потребность в hr-специалисте.
Откликнуться на вакансию
Самый банальный способ – найти компанию, где требуется hr-менеджер, и выслать свое резюме. Если опыта работы в этой сфере нет – придется начинать с самого начала, например, со стажировки или должности помощника.
Стать экспертом
Если у человека есть необходимые навыки и релевантный опыт – он может построить свой личный бренд и стать экспертом. Для этого нужны кейсы из практики, прокаченные социальные сети или профессиональный блог и нетворкинг.
Пойти учиться
HR-специалист – популярная профессия. А значит, ей теперь учат в вузах на направлении «Специалист по управлению персоналом» или тому подобных. Там можно получить знания по профессии и обзавестись нужными знакомствами.
Другой вариант с обучением – выбрать курсы. По сути, это тот же материал, только в более сжатом виде и немного в другом формате. Некоторые платформы даже обещают помочь с трудоустройством.
Какое образование нужно, чтобы работать HR-менеджером
Профильное образование может стать определенным преимуществом при поиске работы. Помимо узконаправленных HR-специальностей подойдет образование психолога или социолога.
Но диплом – не гарантия трудоустройства. Даже самые дорогие курсы или вуз могут оказаться бесполезными. А вот что точно пригодится – это опыт работы с людьми, развитые софт-скилы и глубокое понимание специфики работы компании, которой нужен специалист.
Как может развиваться HR-менеджер в профессии
Как могут быть разнообразны задачи менеджера по работе с персоналом, так могут быть различны и занимаемые должности.
Вместе с экспертом разберемся, чем отличаются разные позиции HR в компании и за что, в частности, отвечают HR Generalist (HRG), HR Business Partner (HRBP) и HR Director (HRD).
HR Generalist (HRG)
Когда у менеджера по персоналу много разнообразных задач, его называют HR Generalist.
«На эту категорию HR возложено большое количество задач по персоналу в рамках одного подразделения, – объясняет Тимур Новопашин. – Встречаются разные конфигурации, но HRG должен знать, уметь и делать понемногу от каждой категории HR. Он не обязан иметь каких-то глубинных познаний, к примеру, в вопросе КДП. Нужно четко понимать, что любая из этих позиций в реальности будет комбинацией самых базовых HR функций».
HR Business Partner (HRBP)
Такой менеджер нужен в компаниях, где есть разделение на бизнес-юниты – отдельные подразделения, разрабатывающие и внедряющие собственные процессы и придерживающиеся общей политики компании. У каждого такого юнита – свой HRBP.
«К примеру, есть HRBP, который отвечает за юнит, или направление продаж. В нем 250 человек. HRBP в такой конфигурации сам не будет заниматься подбором. То есть он не будет искать кандидатов сам, не будет считать компенсации, льготы. Он будет единой точкой контакта для бизнеса по всем вопросам HR. Плюс он несет ответственность за все HR показатели своего подразделения. Это человек-коммуникатор, замыкающий на себе все процессы HR, например, ежегодную оценку и так далее», – говорит Тимур Новопашин.
HR Director (HRD)
В большинстве компания HRD – высшая точка развития HR-менеджера.
«Это первое и главное лицо в иерархии HR, – поясняет Тимур Новопашин. – Как правило, HRD подчиняется напрямую генеральному директору или собственнику бизнеса. Если говорить об общих задачах, то HRD определяет стратегические цели и функции HR в компании. Кроме того, он является конечной точкой принятия решений по всем вопросам, которые так или иначе имеют отношение к персоналу. Он, как правило, управляет своей командой и несет прямую ответственность перед руководством за расходование бюджета на персонал».
Многие, делая карьеру в HR, начинают с какого-то одного отдельного направления, отмечает Тимур Новопашин. Например, приходят в подбор персонала или в кадровое делопроизводство, занимаются сферой компенсацией и льгот или обучением сотрудников. А затем, «прокачавшись» в какой-то из сфер, вырастают в того же HRBP, а потом могут вырасти в HRD.
«Этот рост может быть нелинейным, – подчеркивает эксперт. – Нет такого, что нужно обязательно начать с рекрутера, потом ты старший рекрутер, младший HRBP, потом HRD и так далее. Нет, человек может очень долго расти в рекрутменте, стать руководителем по подбору сотрудников для подразделений компании по всей стране. А потом принять решение, что он устал от подбора, потерял интерес и хочет перейти в партнерство. И путей роста может быть огромное множество. Главное, что начать нужно с чего-то одного и потом в себя вобрать другие HR-функции. Что отличает HRD от рекрутера, так это то, что рекрутер разбирается только в подборе и может быть чуть-чуть в других соседних функциях, к примеру, в адаптации. А HRD должен иметь представление обо всех HR-функциях, понимать, как и что работает. При этом он не обязательно должен уметь сам это все делать своими руками».
Сколько зарабатывает HR-специалист
Уровень заработной платы HR-менеджера будет напрямую зависеть от масштабов компании и должностных обязанностей. На популярной площадке с вакансиями представлены следующие цифры.
В Москве опытный специалист может рассчитывать на зарплату от 100 тысяч рублей в месяц. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения квалификации, то в описании вакансий речь скорее идет о функционале HRD или HRBP.
На Урале зарплаты чуть ниже, сотрудник уровня «сеньор» может получать от 70 тысяч рублей. Как мы уже отмечали, иногда работодатели предлагают совмещение нескольких HR-функций в одном лице. Соответственно, в таком случае соискатели могут рассчитывать на доход от 100 тысяч.
Если говорить о предельной сумме дохода, то здесь нет четких границ. Должность менеджера по персоналу даже в небольших компаниях заведомо предполагает карьерный рост и вместе с ним увеличение оплаты труда.
Не стоит забывать и о премиях по итогам работы. Большинство работодателей предлагают огромное количество дополнительных вознаграждений за выполнение показателей по эффективности, например.
Плюсы и минусы в работе менеджера по персоналу
Как и в любой профессии, в сфере HR есть свои достоинства и недостатки. Пожалуй, из весомых преимуществ можно отметить высокий спрос на услуги таких специалистов, достойный уровень заработной платы и перспективы карьерного продвижения.
К недостаткам можно отнести ненормированный функционал, который может уменьшаться или увеличиваться. Также постоянная работа с людьми зачастую связана с непрекращающимся стрессом. Ну и, пожалуй, самой очевидной сложностью является то, что это позиция посредника между руководством и коллективом.